ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для
слабовидящих

Коучинг для педагогов

«Использование основных технологий коучинга в развитии креативности и творческих способностей у педагогов дошкольного образования»

Цель: осознание креативности в себе и её развитие.

Задачи:

  1. Ознакомление с понятием креативности и основными характеристиками креативной среды;
  2. Преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления;
  3. Раскрытие креативного потенциала и творческих возможностей педагогов;
  4. Развитие умения находить новые, творческие пути решения образовательных задач.

Этапы работы:

  1. Разогрев;
  2. Основная деятельность;
  3. Завершение.

Этап 1.

Упражнение «Снежный ком»

Цель: приветствие участников друг друга, разряжение обстановки.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу и по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными.

Пример:

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Определение задач и целей

Цель: предоставить участникам возможность самим поставить цели и задачи данной встречи, выяснение мотивации участников, активизация мыслительной деятельности.

Инструкция: Участникам задаются вопросы

  • Что вы ждете от этого занятия?
  • Что бы вы хотели успеть сделать за время занятия?
  • Что было бы для вас самым полезным на этом занятии?
  • Позитивна ли цель?
  • Находится ли эта цель в рамках вашего контроля?
  • Каковы могут быть последствия для вас и для других?
  • Экологична ли цель?
  • Это все? Что еще?

Этап 2.

Теоретическая вставка: «Основные понятия»

Цель: ознакомить участников с основными понятиями темы «Креативность и творческие способности».

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Этапы креативного процесса:

  1. Подготовка: желание изменить ситуацию, решить проблему. Логический анализ, сбор информации, возникновение и проверка вариантов решения. Углубление, детализация и прояснение образа проблемы. Обнаружение несостоятельности известных способов решения.
  2. Фрустрация: сигнал для реорганизации деятельности. Осознание барьеров, недостаточности информации и источников ее получения.
  3. Инкубация: прекращение логического поиска решения, и переход проблемы в подсознательную область, привлечение информации из прошлого опыта.
  4. Инсайт: поступление решения проблемы в сферу сознания.
  5. Разработка: Проверка истинности логическими средствами.
  6. Верификация: соответствует ли исходным данным? Будет ли это работать?
  7. Осуществление.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Упражнение: «Колесо коуча»

Цель: анализ и оценка текущей ситуации в жизни участников; определение значимых аспектов и характеристик креативности и степень удовлетворенности участников каждым из этих аспектов.

Инструкция: Участником предлагается лист бумаги, на котором они рисуют (или заранее нарисован) круг, поделенный на 6-8 равных сегментов. Затем им предлагается назвать из каких качеств, по их мнению, формируется креативность и записать эти качества как названия сегментов в круге.

Затем предлагается следующая инструкция: «Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у ее края. Например, активность – 5, гибкость мышления – 8, богатое воображение – 4 и т.д.».

После того как участники сделали данную процедуру им предлагается соединить линиями отметки, отображающие оценку ситуации в каждой из областей.

Вопросы для обратной связи:

  • Что за фигура у вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированно развиты у вас нужные качества.
  • Какие области требуют вашего особого снимания в данный момент?
  • Что именно необходимо изменить?
  • Какие качества у вас развиты на необходимом уровне?
  • Над какими качествами еще следует поработать? Попробуйте составить список желаемых улучшений в данных областях.
  • Какие мероприятия необходимо проделать для достижения желаемого состояния дел?

Упражнение «Круг совершенства»

Цель: Обнаружить внутренние и внешние признаки эффективного состояния; установить внутренний якорь, позволяющий переходить в этому состоянию в нужную минуту; научиться более эффективно распознавать и правильно интерпретировать признаки тех или иных состояний в другие.

Инструкция:

Участникам предлагается разделиться на пары. И попеременно принять на себя роли «клиента» и «вдохновителя». «Вдохновитель» читает следующую инструкцию «клиенту» и записывает за ним его слова.

  1. Посмотрите внимательно на колесо, который вы нарисовали. Какие из качеств у вас развиты, по вашему мнению, не достаточно. Выберете три из них, назовите их. Четвертым будет «чувство юмора».
  2. Вспомните конкретный случай, когда вы в полной мере испытали одно из этих чувств, или состояний. Скажите, что вы в этот момент видите, слышите и чувствуете. Сосредоточьте свое внимание на образах, цветах, внутренних ощущениях, отметьте любые внутренние образы, сенсорные характеристики, ритмы дыхания, мышечное напряжение и т.д. Если у вас нет такого опыта, тогда представьте знакомого вам человека или вымышленный персонаж, обладающий таким качеством.
  3. На полу перед вами нарисован круг, когда вы будете готовы, шагните в круг. Вновь испытайте это состояние, полностью погрузившись в него.
  4. Сделайте шаг назад и выйдите их этого состояния.

    В то время когда «клиент» стоит в кругу, «вдохновитель» читает ему спокойным голосом записанное с его слов. Затем, предлагает «клиенту» выйти из круга.

    Процедура повторяется еще 3 раза с остальными состояниями и чувствами.

    Когда «клиент» пятый раз встает в круг, «вдохновитель» зачитывает ему все эти чувства (состояния), чтобы «клиент» смог закрепить их. Затем, после 30 секунд ожидания, «клиент» выходит из круга и закрепляет полученные впечатления якорем (маленьким движением).

  5. Вообразите ситуации, в которых вы хотели бы быть в этом состоянии. Представьте, что вы можете использовать ваш «круг совершенства» в каждой такой ситуации, и «перенесите» ваш опыт в будущее.

    Вопросы для обратной связи:

    • Что вы чувствуете сейчас?
    • О чем думаете?
    • Что хочется/не хочется сделать?
    • Получилось ли?
    • Что было самое трудное?
    • Какие ресурсы вам помогли?

Этап 3.

Обратная связь участников:

  • Как бы вы оценили сегодняшнюю встречу по шкале от 1 до 10?
  • Что вам особенно понравилось?
  • Какова ценность нашего сегодняшнего мероприятия для вас?
  • Чего вы достигли?
  • Какие преимущества вы видите в будущем?

Домашнее задание:

Упражнение «Быть, Делать, Иметь»

Инструкция:

  1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте на ней 3 вертикальные колонки;
  2. Вверху левой колонки напишите «Быть», средней — «Делать» и правой — «Иметь»;
  3. Теперь смело записывайте в правую колонку, что мы хотим «иметь» (например, креативность и творческие способности);
  4. В левой колонке напишите, какими вы должны «быть», чтобы получить то, что вам нужно (например, активными, гибкими, оригинально мыслящими, с богатым воображением, с чувством юмора и т.д.);
  5. В средней колонке выпишите все, что нужно сделать для того, чтоб стать обладателем этих качеств.

Чтобы воспользоваться этой формулой для начала необходимо выяснить, что же надо сделать для достижения цели, а затем подумать над тем, каким человеком вам нужно «Быть», чтобы «Делать» то, что необходимо для того, чтобы «Иметь».

Дополнительная информация