Коучинг для педагогов
- Подробности
- Категория: Без категории
- Обновлено: 16.03.2017 09:02
- Опубликовано: 16.03.2017 08:21
«Использование основных технологий коучинга в развитии креативности и творческих способностей у педагогов дошкольного образования»
Цель: осознание креативности в себе и её развитие.
Задачи:
- Ознакомление с понятием креативности и основными характеристиками креативной среды;
- Преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления;
- Раскрытие креативного потенциала и творческих возможностей педагогов;
- Развитие умения находить новые, творческие пути решения образовательных задач.
Этапы работы:
- Разогрев;
- Основная деятельность;
- Завершение.
Этап 1.
Упражнение «Снежный ком»
Цель: приветствие участников друг друга, разряжение обстановки.
Инструкция: Участники группы сидят по кругу и по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными.
Пример:
1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Определение задач и целей
Цель: предоставить участникам возможность самим поставить цели и задачи данной встречи, выяснение мотивации участников, активизация мыслительной деятельности.
Инструкция: Участникам задаются вопросы
- Что вы ждете от этого занятия?
- Что бы вы хотели успеть сделать за время занятия?
- Что было бы для вас самым полезным на этом занятии?
- Позитивна ли цель?
- Находится ли эта цель в рамках вашего контроля?
- Каковы могут быть последствия для вас и для других?
- Экологична ли цель?
- Это все? Что еще?
Этап 2.
Теоретическая вставка: «Основные понятия»
Цель: ознакомить участников с основными понятиями темы «Креативность и творческие способности».
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Этапы креативного процесса:
- Подготовка: желание изменить ситуацию, решить проблему. Логический анализ, сбор информации, возникновение и проверка вариантов решения. Углубление, детализация и прояснение образа проблемы. Обнаружение несостоятельности известных способов решения.
- Фрустрация: сигнал для реорганизации деятельности. Осознание барьеров, недостаточности информации и источников ее получения.
- Инкубация: прекращение логического поиска решения, и переход проблемы в подсознательную область, привлечение информации из прошлого опыта.
- Инсайт: поступление решения проблемы в сферу сознания.
- Разработка: Проверка истинности логическими средствами.
- Верификация: соответствует ли исходным данным? Будет ли это работать?
- Осуществление.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Упражнение: «Колесо коуча»
Цель: анализ и оценка текущей ситуации в жизни участников; определение значимых аспектов и характеристик креативности и степень удовлетворенности участников каждым из этих аспектов.
Инструкция: Участником предлагается лист бумаги, на котором они рисуют (или заранее нарисован) круг, поделенный на 6-8 равных сегментов. Затем им предлагается назвать из каких качеств, по их мнению, формируется креативность и записать эти качества как названия сегментов в круге.
Затем предлагается следующая инструкция: «Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у ее края. Например, активность – 5, гибкость мышления – 8, богатое воображение – 4 и т.д.».
После того как участники сделали данную процедуру им предлагается соединить линиями отметки, отображающие оценку ситуации в каждой из областей.
Вопросы для обратной связи:
- Что за фигура у вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированно развиты у вас нужные качества.
- Какие области требуют вашего особого снимания в данный момент?
- Что именно необходимо изменить?
- Какие качества у вас развиты на необходимом уровне?
- Над какими качествами еще следует поработать? Попробуйте составить список желаемых улучшений в данных областях.
- Какие мероприятия необходимо проделать для достижения желаемого состояния дел?
Упражнение «Круг совершенства»
Цель: Обнаружить внутренние и внешние признаки эффективного состояния; установить внутренний якорь, позволяющий переходить в этому состоянию в нужную минуту; научиться более эффективно распознавать и правильно интерпретировать признаки тех или иных состояний в другие.
Инструкция:
Участникам предлагается разделиться на пары. И попеременно принять на себя роли «клиента» и «вдохновителя». «Вдохновитель» читает следующую инструкцию «клиенту» и записывает за ним его слова.
- Посмотрите внимательно на колесо, который вы нарисовали. Какие из качеств у вас развиты, по вашему мнению, не достаточно. Выберете три из них, назовите их. Четвертым будет «чувство юмора».
- Вспомните конкретный случай, когда вы в полной мере испытали одно из этих чувств, или состояний. Скажите, что вы в этот момент видите, слышите и чувствуете. Сосредоточьте свое внимание на образах, цветах, внутренних ощущениях, отметьте любые внутренние образы, сенсорные характеристики, ритмы дыхания, мышечное напряжение и т.д. Если у вас нет такого опыта, тогда представьте знакомого вам человека или вымышленный персонаж, обладающий таким качеством.
- На полу перед вами нарисован круг, когда вы будете готовы, шагните в круг. Вновь испытайте это состояние, полностью погрузившись в него.
Сделайте шаг назад и выйдите их этого состояния.
В то время когда «клиент» стоит в кругу, «вдохновитель» читает ему спокойным голосом записанное с его слов. Затем, предлагает «клиенту» выйти из круга.
Процедура повторяется еще 3 раза с остальными состояниями и чувствами.
Когда «клиент» пятый раз встает в круг, «вдохновитель» зачитывает ему все эти чувства (состояния), чтобы «клиент» смог закрепить их. Затем, после 30 секунд ожидания, «клиент» выходит из круга и закрепляет полученные впечатления якорем (маленьким движением).
Вообразите ситуации, в которых вы хотели бы быть в этом состоянии. Представьте, что вы можете использовать ваш «круг совершенства» в каждой такой ситуации, и «перенесите» ваш опыт в будущее.
Вопросы для обратной связи:
- Что вы чувствуете сейчас?
- О чем думаете?
- Что хочется/не хочется сделать?
- Получилось ли?
- Что было самое трудное?
- Какие ресурсы вам помогли?
Этап 3.
Обратная связь участников:
- Как бы вы оценили сегодняшнюю встречу по шкале от 1 до 10?
- Что вам особенно понравилось?
- Какова ценность нашего сегодняшнего мероприятия для вас?
- Чего вы достигли?
- Какие преимущества вы видите в будущем?
Домашнее задание:
Упражнение «Быть, Делать, Иметь»
Инструкция:
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте на ней 3 вертикальные колонки;
- Вверху левой колонки напишите «Быть», средней — «Делать» и правой — «Иметь»;
- Теперь смело записывайте в правую колонку, что мы хотим «иметь» (например, креативность и творческие способности);
- В левой колонке напишите, какими вы должны «быть», чтобы получить то, что вам нужно (например, активными, гибкими, оригинально мыслящими, с богатым воображением, с чувством юмора и т.д.);
- В средней колонке выпишите все, что нужно сделать для того, чтоб стать обладателем этих качеств.
Чтобы воспользоваться этой формулой для начала необходимо выяснить, что же надо сделать для достижения цели, а затем подумать над тем, каким человеком вам нужно «Быть», чтобы «Делать» то, что необходимо для того, чтобы «Иметь».