Особенности проявления аутизма у детей раннего возраста
- Подробности
- Категория: Без категории
- Обновлено: 14.12.2018 11:57
- Опубликовано: 14.12.2018 11:57
Наиболее ярко аутизма проявляется в возрасте 3-5 лет. На более ранних этапах развития из – за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки, что существенно затрудняет диагностику.
Можно назвать наиболее характерные проявления аутизма раннего возраста:
- большинство детей с аутизмом не фиксируют взгляд на лице другого человек, не выносят зрительного контакта, ребёнок отводит взгляд, а в других случаях «смотрит насквозь». Но в о же время, он может часами заворожено следить за пылинками в солнечном луче, смотреть на огонь или текущую воду.
- первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью;
- к окружающим ребенок с аутизмом относится довольно безразлично, нередко проявляя отрицательное отношение к контакту: на руки не просится, предпочитает находится к кроватке и т.п. Находясь на руках у взрослого, не приспосабливается. Близких ребенок с аутизмом начинает узнавать своевременно, но при этом эмоциональной реакции не проявляет. К ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно или даже неприязненно, но даже если положительно, то быстро пресыщается;
- длительное время дети с аутизмом не дифференцирует живое и неживое. Большинство психологов считают, что ребенок с аутизмом не только не может себе представить реакции другого человека на свои действия, но и не всегда выделяет другого человека в окружающем не только как субъекта, но и как физическую данность.
Следует подчеркнуть, что речь идет о нарушениях не средств и форм коммуникации и не об обеднение усваиваемого потока информации, но о нарушениях общения как такового, нарушениях, независящих от желания или нежелания самого ребенка. Именно нарушение коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействий или эмоционального контакта обучение и воспитание оказываются затрудненными, а в тяжелых случаях - практически невозможными.
Коммуникация-сложное психологическое образование, включающие несколько компонентов:
- потребность в общении;
- ориентировка в личности собеседника;
- планирование содержания своего общения;
- выбор средств, форм общения;
- установление контакта с партнером;
- обмен мнениями, идеями, фактами;
- восприятие и оценка ответной реакции партнера, установление обратной связи;
- корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
При РАС может быть нарушен любой из перечисленных пунктов, как по отдельности так и в любом сочетании, иногда все вместе. Снятие и смягчение коммуникативных трудностей при детском аутизме требует использования, по крайней мере, на начальном этапе индивидуальных форм коррекционной работы как основных, ведущих.
Элементарная коммуникация - это взаимодействие двоих, и именно это должно отрабатываться на первом этап. Именно с этим связна категорическая необходимость индивидуальной работы на начальных этапах. Это не отрицает групповых форм работы, но их введение должно быть постепенным.
Недостаточно знакомые с особенностями аутизма люди часто считают, что пребывание в коллективе само по себе стимулирует общение. Это может быть возможно при выполнении двух условий:
- у ребенка должна быть потребность в общении и элементарные навыки общения;
- коллектив должен быть готов принять не совсем обычного по своему поведению ребенка, что без контроля и влияния взрослых бывает крайне редко.
В крайнем случае отрицательный опыт взаимодействия с другими людьми как правило накапливается, негативизм к общению фиксируется и становится еще более трудно преодолимым.