ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для
слабовидящих

Агрессивный ребенок

agressivnii rebenok agressivnii rebenok

Агрессия(в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую и вербальную (словесную).

Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно обычное явление.

Агрессия ребёнка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, сверстников);
  • на близких людей;
  • на животных;
  • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, компьютерные игры агрессивного содержания).

Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведениечаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты.

agressivnii rebenok

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще (кризис 1 года, 3 и 7 лет).

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей и правил для разрешения конфликтной ситуации.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

  • просто "не замечайте" реакцию ребёнка;
  • выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
  • позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

КОММЕНТАРИИ. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка. Часто именнонедостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
  • "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
  • "Ты хочешь меня обидеть?",
  • "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);
  • "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
  • "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции

Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;
  • не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использоватьследующие методы борьбы с агрессией:

Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Дополнительная информация