ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для
слабовидящих

Игры для развития речи детей

Советы логопеда

Игры для развития речи детей

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.

Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Общие слова»

1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты – яблоко, груша, банан.., мебель – стол, стул, кровать…, овощи – капуста, морковь, лук…, и т.д.

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: корова, коза, свинья – это домашние животные; сосна, берёза, клён – это деревья и т.д.

«Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный: цветок, кубик, дом, помидор.

Холодная: зима, погода, сосулька, вода.

Домашнее: печенье, задание, животное и т.д.

«Четвёртый лишний»

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Лиса, медведь, кошка, волк. Кошка – лишнее, потому что это домашнее животное, а все остальные – дикие животные и т.д.

«Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать.

Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.

«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Большой - маленький, горячий - холодный, длинный - короткий и т.д.

«Большой - маленький»

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Игры в загадки»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

«Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»

«Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, рисуйте картинки по сказкам, беседуйте.

Учитель-логопед: Ерина И.А.

Дополнительная информация