Версия для
слабовидящих

Для Вас, родители!

Взаимосвязь развития речи и тонких движений
Детские ошибки
Игры для развития речи детей
Как определить отклонения в речевом развитии ребенка
Как правильно вести себя чтобы ребенок заговорил
Нормы речевого развития дошкольников
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Основы правильной речи
Приемы обогащения словарного запаса у детей
Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников
Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала
Развитие речевого дыхания
Роль семьи в развитии речи детей
Социальные причины нарушения звукопроизношения

Консультации для педагогов.

Артикуляционная гимнастика
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения
Взаимодействие учителя-логопеда и физинструктора в процессе коррекции
Взаимодействие учителя логопеда и муз руковод
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи
Использование мнемотехники в процессе заучивания стихов и потешек
Музыкальное воспитание детей с отклонениями в развитии
Развитие фонематического слуха
Специфика работы музыкального руководителя в группах комп напр
Требования к культуре речи воспитателя

Особенности проявления аутизма у детей раннего возраста

Наиболее ярко аутизма проявляется в возрасте 3-5 лет. На более ранних этапах развития из – за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки, что существенно затрудняет диагностику.

Можно назвать наиболее характерные проявления аутизма раннего возраста:

  • большинство детей с аутизмом не фиксируют взгляд на лице другого человек, не выносят зрительного контакта, ребёнок отводит взгляд, а в других случаях «смотрит насквозь». Но в о же время, он может часами заворожено следить за пылинками в солнечном луче, смотреть на огонь или текущую воду.
  • первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью;
  • к окружающим ребенок с аутизмом относится довольно безразлично, нередко проявляя отрицательное отношение к контакту: на руки не просится, предпочитает находится к кроватке и т.п. Находясь на руках у взрослого, не приспосабливается. Близких ребенок с аутизмом начинает узнавать своевременно, но при этом эмоциональной реакции не проявляет. К ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно или даже неприязненно, но даже если положительно, то быстро пресыщается;
  • длительное время дети с аутизмом не дифференцирует живое и неживое. Большинство психологов считают, что ребенок с аутизмом не только не может себе представить реакции другого человека на свои действия, но и не всегда выделяет другого человека в окружающем не только как субъекта, но и как физическую данность.

Следует подчеркнуть, что речь идет о нарушениях не средств и форм коммуникации и не об обеднение усваиваемого потока информации, но о нарушениях общения как такового, нарушениях, независящих от желания или нежелания самого ребенка. Именно нарушение коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействий или эмоционального контакта обучение и воспитание оказываются затрудненными, а в тяжелых случаях - практически невозможными.

Коммуникация-сложное психологическое образование, включающие несколько компонентов:

  • потребность в общении;
  • ориентировка в личности собеседника;
  • планирование содержания своего общения;
  • выбор средств, форм общения;
  • установление контакта с партнером;
  • обмен мнениями, идеями, фактами;
  • восприятие и оценка ответной реакции партнера, установление обратной связи;
  • корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

При РАС может быть нарушен любой из перечисленных пунктов, как по отдельности так и в любом сочетании, иногда все вместе. Снятие и смягчение коммуникативных трудностей при детском аутизме требует использования, по крайней мере, на начальном этапе индивидуальных форм коррекционной работы как основных, ведущих.

Элементарная коммуникация - это взаимодействие двоих, и именно это должно отрабатываться на первом этап. Именно с этим связна категорическая необходимость индивидуальной работы на начальных этапах. Это не отрицает групповых форм работы, но их введение должно быть постепенным.

Недостаточно знакомые с особенностями аутизма люди часто считают, что пребывание в коллективе само по себе стимулирует общение. Это может быть возможно при выполнении двух условий:

  • у ребенка должна быть потребность в общении и элементарные навыки общения;
  • коллектив должен быть готов принять не совсем обычного по своему поведению ребенка, что без контроля и влияния взрослых бывает крайне редко.

В крайнем случае отрицательный опыт взаимодействия с другими людьми как правило накапливается, негативизм к общению фиксируется и становится еще более трудно преодолимым.

Дополнительная информация