ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для
слабовидящих

Консультация для родителей - Работа с родителями детей с расстройствами аутистического спектра

Работа с родителями детей с расстройствами аутистического спектра.

В развитии любого ребёнка , в его воспитании и обучении роль родителей исключительна важна: это относится к детям как с типичным развитие, так и детям с любым вариантом дизонтогенеза и, естественно, с РАС. Необходимость сотрудничества родителей и специалистов подчёркивается в рамках большинства основных подходов к коррекции РАС. Выделяют ряд особенностей работы с родителями аутичных детей, несколько отличающих её от того, что наблюдается при других нарушениях.

В работе с родителями с РАС нужно учитывать ряд важных моментов, без которых трудно в достаточной степени понять их позицию и установить необходимый контакт и сотрудничество.

Биологический фактор. У родителей детей с РАС аутизм (в строго клиническом понимании), и другие психические расстройства встречаются не чаще, чем в среднем в популяции. В то же время, родители детей с РАС принадлежат, как правило, отдельные признаки аутизма (в 75 %). Это проявляется в наличии определённых черт личности (акцентуцией характера, психопатий), что не возможно не учитывать в контактах с родителями, в построении взаимодействия и сотрудничества.

Психологический фактор. Факт установления диагноза РАС в той или иной форме, а также отсутствие или дефицит той помощи, которая может кардинально изменить ситуацию, легко вызывает у родителей с РАС депрессивные и иные расстройства.

Степень и форма участия родителей в коррекционном процессе могут быть весьма различными. В значительной степени это определяется отношением родителей к особенностям психического развития детей.

Выделяю несколько основных задач работы с родителями детей с РАС: информационную, обучающую, координационную, а также задачу психологической поддержки.

Информационная задача неоднородна. Очень много родителей с РАС стремятся получить ответы на различные вопросы, связанные с особенностями развития их детей. Специалист должен уметь помочь родителям правильно сориентироваться, не пойти по ложному пути, выбрать оптимальные решения. Так как различные авторы придерживаются разных, иногда полярных и несовместимых точек зрения, не все из них научно обоснованы.

Обучающая задача является одной из основных. Речь идёт не опрямом обучении, а о создании общих принципов реагирования. В связи с этим чаще всего используют не развёрнутые, фундаментальные курсы, а краткие общие курсы или занятия по отдельным темам, например: «Навыки самостоятельности», «Навыки коммуникативного общения» и т.д.

Координационная задача обучения определяется тем, что родители являются наиболее стабильной составляющей в системе связей аутичного ребёнка с окружающим миром. На практике это означает, что родитель становится главным, кто информирует специалистов о наиболее общих моментах рекомендаций. Обучение родителей даёт им возможность сопоставить предлагаемые воздействия и делать осознанный выбор.

Задача психологической поддержки актуальна, прежде всего, вследствие аутизма ребенка, связанных с этим обстоятельств и реакций родителей на эти обстоятельства, а также в связи с некоторыми особенностями психики аутичных детей. Следует заметить, что при РАС возникает необходимость не только в индивидуальной психотерапевтической работе с родителями, но и в семейной психотерапии.

Помочь родителям не сломаться под грузом новых, еще не осознанных проблем, дать им понять, что они не одни, что многое можно сделать.

Научить родителей видеть положительные особенности, как бы «достоинства» своего ребенка, по мере его взросления.

Таким образом, аутичный ребенок в семье самым глубоким образом влияет на все стороны жизни своих родителей. Оптимизация, создания благоприятных условий для воспитания и обучения ребенка с РАС в условиях семьи-одна из важнейших задач работы с родителями детей инвалидов.

На основании выше сказанного, можно сделать следующие заключения:

  • практически все современные подходы к коррекции с РАС предполагают активное участие родителей;
  • главный принцип работы с родителями детей с РАС является соблюдение интересов ребенка;
  • специалисты, работающие с родителями детей РАС, должны уметь оказывать психологическую поддержку;
  • специалисты, обучающие детей с РАС, должен хорошо владеть информацией про таких детей, владеть коррекционной работай с такими детьми;
  • необходимо быть компетентным в социально-правовых вопросах с родителями детей с РАС.

Материал подготовила Сухарева Елена Викторовна

Дополнительная информация