Артикуляционная гимнастика
- Подробности
- Обновлено: 27.09.2013 16:04
- Опубликовано: 27.09.2013 16:04
Учитель – логопед
Гордеева Елена Александровна
«Артикуляционная гимнастика»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка. Мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут, желательно 3 – 4 раза в день.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
v Каждое движение выполняется перед зеркалом.
v Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.
v Чаще сравнивайте образец (действие взрослого) с рабочим вариантом (действием ребенка).
v Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
v Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10. Главное чтобы упражнение выполнялось правильно.
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
1. «Окошко»
На счет «раз» широко открыть рот (окошко раскрыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
2. «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
3. «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4. «Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
Литература
Е Краузе. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КОРОНА принт, 2004.
З.А.Ррепина, В.И.Буйко. Уроки логопедии. Екатеринбург,2002.