ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для
слабовидящих

Артикуляционная гимнастика

Учитель – логопед

Гордеева Елена Александровна

 

«Артикуляционная гимнастика»

 

         Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

        Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

       Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка. Мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

      Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут, желательно 3 – 4 раза в день.

      При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

v Каждое движение выполняется перед зеркалом.

v Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

v Чаще сравнивайте образец (действие взрослого) с рабочим вариантом (действием ребенка).

v Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

v Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10. Главное чтобы упражнение выполнялось правильно.

 

Примерный  комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

1. «Окошко»

На счет «раз» широко открыть рот (окошко раскрыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным,  нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану

И нисколько не устану.

3. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. «Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

 

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

 

Литература

Е Краузе. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КОРОНА принт, 2004.

З.А.Ррепина, В.И.Буйко. Уроки логопедии. Екатеринбург,2002.

Дополнительная информация